Кузов автомобиля является одной из основных частей автомобиля, предназначен для размещения пассажиров и/или грузов.

Основные функции кузова:
• Является местом, к которому крепятся все основные элементы автомобиля
• Обеспечивает защиту пассажиров

Кузов должен быть:
• Как можно, более легким (для снижения нагрузок)
• Иметь стойкость к коррозии (увеличивается долговечность авто). Поэтому, стальные детали кузова покрывают цинком или применяют антикоррозийные покрытия.
• Для несущих элементов при изготовлении должны использоваться разные сорта стали (сорта стали разной прочности)
• Для облицовки использовать легкий металл, алюминий или пластик.
• Должен быть просторным из нутрии при больших небольших внешних габаритах

Кузов не должен:
• Ржаветь т.к. значительно снижается прочность авто (ваша безопасность)

Рассмотрим два самых популярных типа кузовов:

Несущий кузов (безрамный)

nesuwij-kuzov-avtomobilja

Несущими элементами являются крыша, стойки и пороги. Самая распространённая конструкция, совмещающая в себе технологичность, удобство, жёсткость и малый вес. Части кузова отштамповываются каждая из своего вида стали или алюминия за счет чего для наиболее аварийных участков кузова, можно применить более прочный металл, следовательно для производителей авто это самый выгодный вариант. Внешние элементы (панели), не влияющие на пассивную безопасность, поэтому могут быть не только стальными, но и алюминиевыми, пластиковыми и даже стекловолоконными – применение таких материалов повышает стойкость к коррозии и снижает вес автомобиля. В отличие от рамных кузовов, все агрегаты крепятся к кабине, и сама кабина (вместе со всеми внешними и наружными элементами кузова) несет всю нагрузку.

Достоинства авто с несущим кузовом:
• Высокая степень безопасности из-за поглощения силовыми элементами энергии удара.
• Управляемость, вследствие меньшего веса и высоты, а также возможности минимизации паразитных факторов вроде “лишних” элементов
• Вес, соответственно уменьшается расход топлива и улучшается динамика
• Технологичность изготовления

И всем бы был хорош несущий кузов, НО … Есть существенный минус!
Из-за того, что все элементы несущего кузова взаимосвязаны и вместе отвечают за всю конструктивную нагрузку, при повреждении одного элемента страдает весь кузов, теряя свои характеристики и жесткость.
Ещё у большинства легковых машин со временем начинает деформироваться передняя часть кузова, особенно в местах крепления стоек кузов нажинает «разъезжаться». Проявляется это в связи с эксплуатацией на плохих дорогах, банальной усталости металла и общей нагруженности передней части авто.

Недостатки авто с несущим кузовом:
• Низкая ремонтопригодность
• Плохая приспособленность к агрессивным условиям эксплуатации без дополнительных усилений

Рамный кузов

ramny_kuzov2

Кузов, крепится к ходовой части автомобиля с помощью рамы (сварная конструкция из стальных балок). Соответственно, вся нагрузка (удары от подвески, вибрации от мотора, вес всех агрегатов) ложится именно на раму. В автомобилях с рамным кузовом двигатель и шасси крепятся непосредственно к раме, а сверху устанавливается сама кабина.
Несущая рама в наше время встречается чаще всего на внедорожниках и грузовых автомобилях. Это достаточно мощная конструкция, которая используется на технике подразумевающей тяжёлые условия эксплуатации или серьёзные силовые нагрузки оправдано, и компенсирует большинство её недостатков.

Достоинства авто с рамным кузовом:

• Ходовая часть рамных авто более долговечна (обладает большим ресурсом)
• Буксировка и эксплуатации в сложных условиях (бездорожье) не составляют труда благодаря равномерному распределению нагрузок
• Хорошая изоляция от шумов и вибраций за счёт элементов крепления кузова к раме.
• Легко поддается модификации ( тюнингу)
• Легче ремонтировать после ДТП
• Высокая посадка и отличный обзор

Недостатки авто с рамным кузовом:
• Вес — рама существенно увеличивает массу автомобиля, соответственно увеличивается и расход топлива
• по управляемости рамные авто проигрывают авто с несущим кузовом
• Проблемы с пассивной безопасностью. В конструкции отсутствует так называемая «зона деформации» и как следствие — более высокий шанс получить серьезные травмы при столкновении

В настоящее время производители авто все чаще заменяют рамный кузов внедорожников на несущий кузов. Причина проста: это позволяет удешевить автомобили, снизить их массу, а значит и потребление топлива.